Главная страница Стихи о любви Знакомства Лучшие стихи Форум Любви

Артхаус как направление в кинематографе

На светских мероприятиях, в кругу друзей, на шумных вечеринках все чаще можно услышать слова артхаус. Данное слово появилось в нашем языке совсем недавно, но мода на его использование растет с каждым днем. Что только не называют артхаузом, чтобы показать себя значимым членом элитных клубов и просто знающим и образованным человеком. Но порой не каждый задумывается, что скрывается под словом артхаус. А данное понятие - это не просто набор популярных нынче букв. Это можно так сказать поистине широкое и всеобъемлющее понятие, которое характеризует целое направление в кинематографическом искусстве. Само слово артхаус английского происхождения и в буквальном переводе обозначает дом искусства. Само по себе это не о чем не говорит. Но нам важна суть самого направления, что скрывает за завесой столь аристократического термина. Для этого проведем небольшой анализ кинематографической продукции. Что привлекает, прежде всего, зрителя в киноленте? Окунуться в волшебный мир фантазий, насладится спецэффектами, отправиться в кругосветное путешествие вместе с героями, и не о чем не задумывать. Это основной принцип современного кинематографа, дать отдохнуть человеку от повседневных стрессов и жизненной суеты, подарить праздник. Но не все люди одинаковы. Некоторым нужно увидеть в фильме не пустую стрельбу и погони, а философский смысл, задуматься над проблемами, которые освещены в киноленте, прочувствовать сюжетную линию и осознать мотивацию главных героев. Массовое кино таких целей перед собой не ставит. Правила давно определены и границы строго обозначены. Поэтому, чтобы заполнить образовавшийся вакуум многие режиссеры пошли другим путем, осознавая тот факт, что выйдя за рамки дозволенного, основной целью фильма будет не получение коммерческой выгоды, а возможность донести живую идею, без штампов и запретов к зрителю.


Рождение артхауса


Так рождался артхаус в кинематографе, в постоянных художественных изысканиях и применении методик, которые ранее при создании фильмов не использовались. Журнал Парусник называет артхаус своеобразным островком свободы в океане голливудских фильмов, предназначенных для широких масс. Не каждый зритель способен осознать и понять киноленты альтернативного кино, это как журнал о парусниках, когда не каждому понятно, что находят люди в изяществе линий белоснежных яхт, бороздящих океанские просторы. Данное направление в кинематографе заставляет человека задуматься о простых, казалось бы, банальных вещах. К артхаусу, как правило, также относят киноленты с различным экзотическим содержанием, например, сюжетом фильма, может являться желание главного героя отправиться в кругосветное путешествие и познать всю суть бытия, осознав свою сущность. Фильмы данной категории не дублируются, поэтому зритель может услышать интонацию героя, ощутить его эмоциональное состоянии и вместе пережить и осознать идею, которую хотел донести до зрителей режиссер. Журнал Парусник опубликовал статью об альтернативном, малобюджетном направлении в кинематографе, которым по своей сути и является артхаус. Становление альтернативного, независимого кино невозможно было бы без выдающихся личностей, для которых искусство было превыше денег. А возможность самореализации, и передачи своей идеи зрителям, которые способные ее постигнуть и осознать, стала главным направлением альтернативного кинематографа. Возник артхаус, как многие считают, в США. Эти были послевоенные годы, когда мир еще не оправился от второй мировой войны. В широко распространенных драйв – инах стало возможным не только посмотреть кино для всех, почитать журнал о парусниках и выпить колы, но и ознакомиться с альтернативными фильмами.


Артхаус и роль личностей в кинематографе


Итак, мы определились, что артхаус – это кинематограф не для всех, а только для избранных, любителей кинематографа в его наиболее эмоциональном и глубоком проявлении. Но уважаемый читатель, может задать вопрос. Как могло возникнуть это направление в кинематографе, когда народу необходимы хлеб и зрелища, когда основной целью производства кинолент является получение максимальной прибыли? Но все очень просто. В конце сороковых появилась целая плеяда талантливых кинорежиссеров, которые стали разрушать стереотипы массовости кинематографа, передавая зрителю эмоциональное состояние героев, различные идеи и виды мировоззрения. Причем зарождался артхаус одновременно практически во всех уголках мира. Вспомним послевоенную Европу. Переворот в кинематографе устроили великие Федерико Феллини, как не вспомнить киноленту Ночи Кабирии, фильме, рассказывающем о судьбе простой римской проститутки, Жан Люк Годар, хотелось бы отметить киноленту Маленький солдат, не каждому зрителю возможно понять эмоциональные переживания главного героя, как не вспомнить и о Бернардо Бертолуччи, Эрике Ромере и многих других. В США артхаус развивался своим путем. Альфред Хичкок, передавал через свои фильмы атмосферу психологического напряжения, Деннис Хоппер произвел настоящую революцию, благодаря фильму Беспечный ездок, отметим также и Джона Шлезингера, который создала Полуночного ковбоя, передав всю гамму эмоционального напряжения главное героя картины, не обойдем вниманием и Мартина Скорсезе с его знаменитыми Злыми улицами. Азиатский артхаус также получил свое развитие и отличается яркой самобытностью. Многим любителям настоящего кино известно имя Ким Ки-Дука, режиссера, который снял такую знаменитую киноленту как Остров и многие другие. Отметим также Вонг Кар Вая, и его ленту Любовное настроение, а также Чхан-Ук Пака и Такэши Китано.


Современные тенденции развития артхауса


Благодаря великим режиссерам артхаус родился и получил свое развитие. Но время не стоит на месте. На наш взгляд в развитии артхауса наступил переломный момент. Основным отличием данного направления была малобюджетность и независимость. Но после выхода фильма о ведьмах из Блэра, который при минимальных затратах принес огромные прибыли, многие голливудские представители мейнстрима обратили свое внимание на артхаус и создали отделения в своих компаниях, который занимаются именно разработкой этого направления. Что негативно сказывается на авторском и независимом кинематографе.


Эмир Кустурица – явление в мировом кинематографе


Эмир Кустурица – имя этого человека сейчас у всех на слуху. Относить творчество режиссера к артхаусу или нет, это вопрос спорный. И каждого есть свой ответ. Мы возьмем смелость и скажем так, фильмы Эмира Кустурицы, это особое направление в кинематографе. Причем данное направление отличается своей многогранностью, хотя не всегда данная многогранность и доступна рядовому зрителю. Очень трудно понять смысл происходящего в картинах режиссера. Казалось все одно, и тоже, а не все так просто. Каждый фильм Эмира Кустурицы - это отдельный мир, со своим тайным смыслом. Если брать понятие артхауса в целом и сопоставить его с творчество режиссера, то можно отметить тот факт, что некоторые из картин действительно подходят под это определение. А некоторые фильмы это ярко выраженный мейнстрим. Видно только одно, Эмир Кустурица постоянно находится в творческом поиске, передавая зрителю, порой трудные для осмысления, истины, которые доступны только избранным, способным открыть свою душу и сердце для осознания догмы. Это истина довольно сложна, поэтому и отношение к творчеству режиссера неоднозначно, от полного восхищения до категорического неприятия, как явления. Одно можно сказать точно, направления творчества Эмира Кустурицы это явления в современном кинематографе. А какое место оно займет в мировой культуре, это вопрос времени, которое все расставит по местам и даст свою оценку происходящему сейчас. Но вернемся непосредственно к творчеству режиссера. С первых полноценных картин Эмир Кустурица старался донести до зрителя, основные базовые принципы жизни, раскрывая истину бытия, используя для этого звуковое оформление с использованием цыганских мотивов, прекрасную актерскую игру и динамически развивающийся сюжет. Именно эти аспекты являются определяющими в творчестве режиссера.


Эмир Кустурица – режиссер или мальчишка-проказник


Творчество Эмира Кустурицы нельзя назвать однозначным. Определенную оценку режиссеру не могут до сих пор дать ни кинокритики, не представители различных средств массовой информации. Некоторые воспринимают Эмира как вечно молодого, не вышедшего с подросткового возраста, юношу, который способен на нестандартные действия и не поддающиеся логике поступки. А некоторые считают, что режиссер это современный тип варвара, и все это необузданное варварство связано с интуицией, которая проявляется в творчестве наряду с вечной загадкой славянского менталитета, и кажется, что под этой дымкой отсутствует всякое объяснение поддающее логике. Такой своего рода управляемый хаос, который создается по мановению волшебной палочки, и ничто больше за этим не стоит ни трудоемкая работа режиссера, ни выверенный расчет. Хотя это не совсем так и две золотые пальмовые ветви Каннского кинофестиваля тому яркое подтверждение. А это много стоит. Да и сам Эмир Кустурица всячески старается поддерживать созданный для него образ, как одежду свободного типа, которая позволяет ему комфортно себя чувствовать, определив поле для свободной деятельности. А дополнительные пуговички пришить к фраку, об этом режиссер не забывает, добавляя в свое творчество постоянно новые краски, находясь в постоянном поиске. Причем при этом широко используются различные пиар акции, и уловки, которые помогают привлечь внимание зрителя, вывести фильм за рамки балканского менталитета, в результате чего зритель в Германии или Франции воспринимает фильм, не как постороннее лицо, а как человек, который живет той же жизнью что и герои фильма. Использование различных технологий не ново, но цель всегда была и будет одна – донести зрителю идею фильма, выйти за рамки национального или этнического поля. Такой, своего рода, кинематографический интернационализм.


Оценка творчества режиссера


Не только творчество, но и весь внешний вид и манера поведения Эмира Кустурица, подчинена одной цели. Сохранению образа, созданного много лет назад. Образа такого себе дворового парнишки , который способен на импозантные поступки. Образ зачастую совпадает с самой идей творчества кинорежиссера. Данный факт был отмечен как кинокритиками, так и рядовыми зрителями. Доказательством тому, различные награды, которые получали фильмы Эмира Кустурицы на различных кинематографических фестивалях. Вспомним хотя бы золотого льва венецианского кинофестиваля за лучший дебют. Фильм Помнишь ли Долли Бел - это была своего рода попытка создать киноленту в духе лучших традиций артхауса. Мрачность серой социалистической югославской действительности и эпатажные герои, все это несет смысловую нагрузку, которую должен понять и осознать рядовой зритель. Отец, которые постоянно в запое, первая женщина, которой стала не одноклассница или первая любовь, а обыкновенная уличная проститутка, все это заставляет задуматься. Казалось, сюжет банален, и встречается в кинематографе не раз, но почему, же тогда так задевает за душу, добираясь до самых потаенных уголков? В этом и секрет Эмира Кустурицы, который не разгадан до сих пор. Вспомним и первую золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля за фильм Папа в командировке. По этим двум картинам можно проследить весь эволюционный путь, который прошел режиссер. А апогеем творчества стала, несомненно, кинокартина Время цыган. Эту картину можно назвать наиболее подходящей под определение артхауса. Реальные сцены изнасилования, жестокость, граничащая с чернухой, все это есть в этом фильме, который рассказывает о трагической судьбе югославских девушек, которые попадают в итальянские бордели.


Эмир Кустурица и война на Балканах


Несомненно, в творчестве Эмира Кустурица можно выделить два периода творчества. Первый период с вязан с Югославией и социалистическим режимом, который правил в государстве. Второй период творчества связан непосредственно с трагической судьбой сербского народа во время войны на Балканах. Боль этой войны, горе своего народа прошло через многие фильмы режиссера, отразив его отношения к данному вопросу. Особенно это остро ощущается в фильмах военной тематики, снятых Эмиром Кустурицой. Режиссер заслуженно пользует мировой славой и у нас с вами есть уникальная возможность наблюдать за этапами творческого развития неоднозначной личности в мировом кинематографе, которым является Эмир Кустурица.


Нравится наш сайт? Добавьте его в закладки:
Bookmark and Share
Реклама
Публикации: Общие  |   Техника  |   Кино  |   Дом  |   Фото  |   Книги  |   Игры  |   Подарки  |   Знакомства  |   Образование  |   Спорт  |   Отдых
Заметки: Деньги  |   Отдых  |   Образование  |   Техника  |   Здоровье  |   Дом  |   Музыка  |   Подарки